Переход на начальную страницу сайта  

 

 
"Портфолио: что это такое и какие они вообще бывают?"
 

Что такое вообще "портфолио"?
 
Представьте себе набор фотографий симпатичного домика с бассейном на побережье какого-нибудь Красного моря в Египте (например, Вы его только что купили и показываете знакомым… или, например, показываете его потенциальному клиенту, который подумывает, не арендовать ли его для отдыха этим летом…). Так вот, этот набор фотографий может быть «убогим», а может быть шикарным и качественным, может быть сказочно красивым, а может быть наоборот «максимально-информативным и приближенным к реальности»... и т.д. Так вот, портфолио – это тот же набор фотографий, только вместо домика, этот набор фотографий, показывает и рассказывает о таком-то человеке (не только о внешности, но и о его характере, особенностях, возможно талантах и навыках, и т.д.).

Идём далее. Портфолио бывают очень разных видов… Я бы выделил четыре типа (хотя есть и другие варианты!), к которым в той или иной степени можно свести большинство встречающихся на практике случаев. Назовём их (условно!)… ну пусть так: «актёрское портфолио», «профессионально-модельное портфолио», «портфолио для личных нужд» и «творческое портфолио для себя лично». У каждой из перечисленных разновидностей свои правила, свои хитрости и основные принципы. Рассмотрим их по порядку…

 

Актёрское портфолио.

Тут есть две чётких главных задачи.

Во-первых, это предоставить потенциальному работодателю (например, режиссеру) чёткую стандартизированную информацию о Ваших внешних данных (портрет - фас, профиль и три четверти плюс далее набор фото в полный рост с минимумом одежды: аналогично фас, профиль, три четверти и дополнительно ещё и сзади). Грим и ретушь реально конечно допустимы, но с одной стороны, не всегда действительно реально нужны тут, а с другой стороны, не очень приветствуются (например, на том же Мосфильме часто требуют вообще полного отсутствия какой-либо ретуши, грима и косметики на всех фото!).

Во-вторых, такое портфолио должно демонстрировать широкий актерский потенциал человека, т.е. просматривая такое портфолио зритель видит то вдруг какого-нибудь «дебила-самоучку», то тут же «роковую женщину вамп», то страдающую Татьяну Ларину, то этакого классического голивудского «агента 007 на задании» и т.д. (всё это в портфолио ОДНОГО И ТОГО ЖЕ человека!). Самое важное тут – не столько костюмы или макияж, сколько то, насколько человек владеет своей мимикой, насколько он способен «вжиться в роль». В этом варианте портфолио в первую очередь важно показать, что претендент на вакантное место способен выдать широчайшую гамму эмоций, что он способен легко, «на заказ» например, то очень натурально разрыдаться, то в следующее мгновение «просто светится от счастья». «Гламурность» интерьера съёмки, «крутизна» и «модность» одежды, умение задействованного визажиста накладывать Вам грим, степень  «креативности» фотографа и т.д. – тут мало кого интересуют, ведь нанимать планируют Вас, а не визажиста или фотографа, участвовавших в создании этого портфолио...

 

Профессионально-модельное портфолио.

Тут целых четыре задачи (в идеале).

Во-первых, также как и в случае с актёрским портфолио, необходимо продемонстрировать внешние данные по тем же чётким стандартам, т.е. в портфолио должны присутствовать обязательно портретные фас, профиль, три четверти + аналогично в полный рост в минимуме одежды («минимум одежды» это хотя бы купальник, а не просто коротенькая юбка с майкой!!!) плюс вид со спины. Маскирующий дефекты кожи грим и пост-обработка обычно конечно используются, но выглядеть это должно так, словно ничего этого нет (во всяком случае, хотя бы на части фото из портфолио). Ещё очень важный момент тут – очень желательно постараться так снять человека (свет, мгновение движения и т.д.), чтобы даже в каких-то не слишком для себя лично выигрышных стандартных позах и ракурсах (наличие которых тем не менее обязательно для профессионального портфолио!) он всё равно смотрелся бы интересно и привлекательно (а вот с этим иногда бывает приходится ОЧЕНЬ сильно «повозиться»…).

Во-вторых, необходимо показать, какой мега-супер-пупер красавицей (по текущим стандартам индустрии и моды) может быть этот человек. В принципе, это глупость, т.к. любой грамотный в данном вопросе человек сам прекрасно знает, что при желании и наличии хорошей команды, можно и из Бабы Яги легко Василису Прекрасную сделать… :-) Т.е. грамотному спецу намного важнее понять так сказать «что из себя представляет исходный материал», а уж то, что и как он из него может сделать при подключении своей команды – «дело десятое», он это и без всяких подсказок лучше остальных объяснить может кому угодно. Однако, следует признать, что всё-таки в реальности, наличие фотографий такого плана даже в этой разновидности портфолио всё равно очень желательно. Разгадка ИМХО в том, что на практике очень часто окончательное решение о выборе той или иной модели(-ей) в проекте принимают люди, которых назвать «грамотными спецами» в данном вопросе можно лишь с о-очень большой натяжкой.

В третьих, после просмотра такого портфолио, у потенциального заказчика должно сложится ощущение, что претендент на вакансию умеет «работать на камеру», т.е. и позы стандартные знает (причём чувствует себя в них уверенно), и может «легко выдать на гора десяток мега пронзительных взглядов за пять минут», и т.д.

И наконец, в четвёртых, очень желательно, чтобы в таком портфолио присутствовали хотя бы 1-2 работы, которые бы выделяли этого человека среди сотен (а то и тысяч) других «красивых картинок», принимающих участие в очередном кастинге (тут уж кто во что горазд…).

Совсем напоследок… настоящее, хорошее профессионально-модельное портфолио, это есть результат минимум нескольких ДЕСЯТКОВ полноценных (мин. 3-4 часа съёмки) фотосессий, причём у РАЗНЫХ фотографов (совсем не обязательно «известных и модных», самое главное – чтобы они «дело своё хорошо знали» и в идеале ещё и с «душой» к этому подходили)… А если добавить в такое портфолио ещё примеры своей реальной работы в данной области (удачные и хорошие фото с показов, выставок, обложки журналов, плакаты и т.д.), то получится тот самый «настоящий бук профессиональной модели», о котором многие говорят, но не все до конца понимают, что это такое :-)

 

Портфолио для личных нужд.

Это те случаи, когда портфолио делается человеком в первую очередь для того, чтобы потом можно было показывать «свои фотки как с обложки журнала» друзьям, знакомым, размещать их на сайтах знакомств, во всяких «одноклассниках» и «контактах» и т.д. (вплоть до размещения с умом сделанной фотографии на корпоративном сайте рядом с фамилией и координатами соответствующего сотрудника… кстати, эта казалось бы «мелочь», скорее всего может оказаться весьма полезной и дальновидной). 

В этой разновидности портфолио, практически отсутствуют какие-либо ограничения и обязательные стандарты (так усложняющие работы в случае тех же «профессионально-модельного» и «актёрского» портфолио). Т.е. например, если какой-то ракурс или поза для данного человека «не самые выигрышные» - их можно вообще просто исключить из фотосессии и «ноу проблем!». Тут вполне допускается серьёзный грим и глубокая ретушь («идеальная» кожа, небольшая коррекция черт лица, фигуры и т.д.), допускается акцентирование усилий на одном единственном (самом выгодном или желаемом) образе. Тут нет необходимости обязательной съёмки в купальнике (или без него) и как следствие, пользуясь с умом подобранной одеждой или, например, «как бы случайно» (и очень красиво) прикрываясь какой-нибудь тканью (или что-то в этом роде), можно создать у зрителя впечатление наличия самой что ни на есть «идеальной фигуры» (хотя в реальности, она может быть при этом и весьма далека от «текущих стандартов»).

            В результате, при прочих равных, человек в таком «портфолио для личных нужд» будет выглядеть заметно интереснее, шикарнее и красивее, чем в вариантах, предназначенных в первую очередь для профессионального применения. Однако, следует помнить, что при всей красоте и возможно даже некоторой настоящей художественной ценности такого портфолио, его вполне могут «забраковать» в большинстве тех же серьёзных модельных или актёрских агентств (и, как уже объяснил выше, будут по-своему правы!).

 

            И наконец, то, что я называю «творческое портфолио для себя лично».

            Не спорю, возможно, не совсем удачное название для этого типа, но всё-таки… Суть в следующем. Такое портфолио во многом похоже на предыдущий вариант (который я назвал «портфолио для личных нужд»), однако имеет одно принципиальное отличие – в данном случае совершенно не важно, насколько внешность человека получается близкой к текущим критериям «красивости». Не очень понятно? Попробую пояснить… когда снимаешь предыдущий вариант (который «для личных нужд»), то главные усилия в первую очередь направлены на то, чтобы человек выглядел как можно «привлекательнее» (а всё остальное – важно конечно, но второстепенно). Т.е. например, в первую очередь думаешь не столько о том, насколько интересным получится теперь следующая серия кадров, сколько о том, не слишком ли ты высоко в этот раз решил поднять рисующий источник света и отчего естественно теперь «припухлости» под глазами (в той или иной степени присутствующие у 90% работающего населения) могут стать более заметными, чем хотелось бы (больше потом возни с ретушью)… Или, например, какой-то кадр может быть «фантастически сильным и цепляющим воображение», однако, он будет тут же безоговорочно и сразу «забракован», т.к. при этом на нём грудь у этой девушки выглядит не такой большой, как считается она должна быть у «красивой женщины» и какой могла бы быть, если бы правую руку поднять и наклониться чуть влево… Ну и т.д., всё в том же роде. Т.е. то, что я называю «творческое портфолио для себя лично», это когда главная задача не столько показать, какой «красивый этот человек» (красивый в смысле его внешность соответствует текущим стандартам и не более того!), сколько главный акцент на том, чтобы постараться сделать что-нибудь действительно интересное… или «цепляющее»… или с глубоким смыслом… или заставляющее задуматься… или… ну, надеюсь понятно, что я хотел сказать :-)

            Напоследок… именно работы из этого типа портфолио, как правило, имеют более высокие шансы попасть на серьёзные не коммерческие (в смысле не проплаченные!) выставки, как правило, именно при таком подходе шансы получить что-то «действительно стоящее» от фотосессии, что-то такое, что возможно даже «переживёт века» - именно тут шансы намного выше. Именно на этот вариант съёмки (правда, обычно в «Ню модификации» и при соответствующих внешних данных) готовы пойти на бесплатной основе («Time for print») даже весьма известные и модные фотографы (которые при обычной съёмке запросили бы что-то вроде исходя из 5-10 тыс. руб./час). Однако… Однако, следует помнить, что восторгов у основной массы людей (куда, например, входят и те же сослуживцы, и знакомые, и даже иногда некоторые «великие критики») от такого портфолио будет скорее всего заметно меньше, чем если «не мудрствуя лукаво» выбрать предыдущий вариант, где в первую очередь всё-таки важнее выдать «набор шикарных и при этом эпатирующих фоток»…

 

 

Теперь ещё несколько дополнительных, но очень важных нюансов...

Съёмка в "статитке" или в "динамике"?

Есть два сильно отличающихся подхода к съёмке человека.

Первый подход ("статический") - это когда снимают замершего, застывшего человека. Т.е. это когда, образно выражаясь, фотограф "долго и упорно ставит человека" и выверяет каждый кадр до миллиметра ("...левое плечо чуть выше... так, теперь голову склони чуть-чуть направо... сожми правую руку в кулак... так, теперь чуть прищурься... всё, приготовились! оп! снято!" и т.д.). "Плюсы" этого подхода... Практически полное отсутствие как технического (например, смазывания), так и композиционного (например, не удачное кадрирование) брака. Далее, почти на всех отснятых кадрах Вы сняты в тех ракурсах, в тех позах или положениях, когда смотритесь удачно и симпатично. Наконец, такой метод съёмки намного меньше расходует ресурс техники (затвор, лампы вспышек и т.д.) и вообще, для него требуемый уровень минимально необходимой фототехники заметно ниже. "Минусы" этого подхода... Самый главный и очень "жирный минус" - как правило, все полученные таким образом кадры, при всей своей правильности - "мёртвые", в них не чувствуется никакой динамики. Более того, т.к. это "искуственно со стороны выставленное положение", то по тысяче незаметных для сознания мелочей (которые тем не менее чётко фиксируются подсознанием!) от таких фотографий у зрителя часто складывается ощущение какой-то неестественности , наигранности, зажатости... Ещё один недостаток - такая съёмка может быть несколько скучной даже для тех, кто любит фотографироваться.

Второй подход ("съёмка обязательно в движении") - прямая противоположность "статическому", т.е. даже когда нужно снять вроде как замершего человека в стандартной позе, всё равно его снимают в тот момент, когда он движется (например, когда он принимает эту позу за миг до того, как он замрёт... или наоборот, "через миг" с того мгновения, когда он начинает выходить из принятой и зафиксированной позы). При портретной съёмке в этом случае снимают когда человек просто разговаривает, смеётся, о чём-то задумался и т.д., т.е. никаких "замри", наоборот - всеми силами стараешься расшевелить человека. Плюсы этого подхода... Главный плюс - на фотографии появляется движение, динамика... получается не застывшая "маска или манекен", а живой человек... более того, благодаря съёмки в движении, даже в "явно искусственно принятых позах" человек смотрится вполне естественно. Минусы этого подхода... Намного больше (по сравнению со "статическим" вариантом) брака - как технического, так и композиционного. Далее, среди отснятых кадров много таких, где что-то получилось не совсем удачно (например, тут не удачная складка на шее от поворота головы видна, тут не совсем выгодный ракурс, тут тень от носа не очень красиво легла, тут выражение лица какое-то глупое получилось и т.д.). Далее ещё минус - намного больше расходуется ресурс техники.

Таким образом, вывод следующий - конечно, лучше снимать в движении, но проблема в том, что при этом кадров придётся делать раз в сто больше, чем при съёмке в статике. Т.е. при прочих равных стоить такая фотосессия будет несоизмеримо дороже (особенно в профессиональных вариантах, где хошь не хошь, но надо выдать набор некоторых стандартных поз, которые иногда "не очень дружат" со съёмкой в движении :-) )...

 

Нужен ли акцент на "творческий потенциал"? 

Смотришь чьё-то портфолио: калейдоскопом меняется одежда, макияж, антураж, свет, тональность, позы, ракурсы, но... но при этом со всех этих фотографий на тебя смотрит по сути абсолютно одна и та же например "мило улыбающаяся физиономия" (или наоборот - "холодная и отстранённая" - не суть важно, а важно то, что она почти одинаковая везде). И другой вариант - вроде всё почти одинаково, но ого! Вроде один и тот же человек,  но при этом ТАКОЙ РАЗНЫЙ!!! Аж дух захватывает, аж не верится, что вот эта "застенчивая девчонка" и вот эта  "надменная светская львица" - это один и тот же человек... Перед тобой то завораживающий бесплотный призрак с каким-то "нечеловеческим взглядом", то весёлая и очень соблазнительная домохозяйка в фартуке, то "стандартная Барби со стеклянными глазами", то строгая и холодная (но при этом, если присмотреться - немного грустная) "бизнес-вумен"... и т.д., и т.п. 

На первый взгляд, естественно лучше второй вариант. Вообще, считается, что действительно хорошее портфолио - это обязательно такое, где человек ОЧЕНЬ РАЗНЫЙ. Разный даже не столько в смысле разная одежда, разный макияж, антураж и прочее, а в смысле разные выражения лица, наличие сильно отличающихся эмоций, разные "настроения" снимков, их стилизации и т.д. Однако... Во-первых, сделать такое портфолио намного сложнее (как уже говорил выше, одной смены одежды, декораций и макияжа тут не достаточно). Соответственно, стоить оно при прочих равных будет намного дороже. Во-вторых, в принципе, нельзя сказать, чтобы это было так уж крайне фатально необходимо в реальности (особенно в профессионально-модельной области). Т.е. да, да, так конечно лучше, но... но при этом на практике, встречаются такие портфолио не очень часто, т.к. и без этого портфолио может быть как и "вполне рабочим", так и например, вызывать бурный восторг у большинства окружающих Вас людей. Правда, если стоит задача создания актёрского портфолио (ну или другого, но хотя бы с минимальной возможностью использовать его на актёрских кастингах) - вот тут уже наличие "акцента на творческий потенциал" становится ох как желательно... 

 

При условии обязательной ссылки на первоисточник (т.е. размещения прямой ссылки на мой сайт на страничке с текстом)
совсем не возражаю против полного или частичного цитирования материалов из данного раздела.
Буду очень благодарен, если ещё и сообщите об этом (хотя бы просто ссылка по электронке) - мне же интересно,
к тому же всегда приятно узнать, что кому-то написанное тобой показалось весьма полезным... :-)